Программа подготовки к заключительному этапу
республиканской олимпиады по учебному предмету
«Обществоведение»
для Х класcа учреждений образования
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Введение
Развитие взглядов на общество. Социально-гуманитарные науки. Особенности изучения учебного предмета «Обществоведение» на повышенном уровне.
- . СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Социология – наука об обществе. Основные понятия социологии. Методы социологического исследования. Профессия – социолог.
Общество как система. Понятие общества. Сферы жизни общества и социальные институты. Социальные группы.
Социальная структура общества. Понятие социальной структуры. Социальные классы. Социальные страты.
Социальный статус, роли и мобильность. Социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность.
Социальная коммуникация. Понятие социальной коммуникации. Структура социальной коммуникации. Виды социальной коммуникации. Массовая коммуникация.
Социальные процессы и изменение общества. Социальный процесс и его виды. Сущность и виды массового поведения. Социальные движения.
Обобщение по разделу I.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:
знать:
определения основных понятий: жизненная стратегия, люмпены, маргиналы, массовое поведение, молодежь, общество, публика, социальная группа, социальная коммуникация, социальная мобильность, социальная роль, социальная страта, социальная стратификация, социальная структура общества, социальное движение, социальное действие, социальный институт, социальный класс, социальный процесс, социальный статус, социология, статусный набор, толпа;
основные идеи и достижения мировой и отечественной социологической мысли;
уметь:
характеризовать социологию как науку об обществе, структуру и функции социальной группы, статусный набор, социальную структуру как горизонтальную и вертикальную организацию общества, горизонтальную и вертикальную мобильность, структуру социальной коммуникации, молодежь как социальную группу, социальные движения, жизненные стратегии личности;
объяснять и (или) конкретизировать примерами типы социальных действий, виды социальных общностей и групп, типы социальных процессов, социальные статусы и роли личности, подходы к социальной организации общества, виды и каналы социальной мобильности, массовые действия и формы массового поведения, отличия публики и толпы, виды социальной коммуникации, особенности массовой коммуникации в современном обществе, методы социологического исследования, специфику профессии социолога;
проводить анализ содержания информации о социальных процессах и явлениях из различных источников социально-гуманитарной информации;
аргументировать собственную точку зрения по изучаемым вопросам;
давать оценку изученным общественным явлениям и процессам, определять и обосновывать свое отношение к различным оценкам социальных процессов и явлений на основе изучения основных идей и достижений мировой и отечественной социологической мысли;
применять усвоенные знания и умения при решении учебно-познавательных и практических задач, проведении учебного исследования и разработке проектов.
- . ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Политология – наука о политике. Основы политологии. Основные направления исследований политической сферы. Профессия – политолог.
Политика и ее роль в общественной жизни. Понятие политики. Политические элиты и лидеры. Политическая система и ее функции.
Государство в политической системе. Государство – основной политический институт. Функции государства. Форма государства.
Демократия. Понятие демократии. Формы демократии. Виды избирательных систем. Принципы демократии.
Правовое государство и гражданское общество. Принципы правового государства. Гражданское общество и его основные институты. Средства массовой информации и их роль в политике.
Политические идеологии. Понятие и функции политической идеологии. Основные виды политической идеологии. Идеологическое разнообразие современности.
Политические партии и общественные объединения. Понятие политической партии и ее функции. Политические партии и партийные системы. Общественные организации и движения.
Обобщение по разделу II.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:
знать:
определения основных понятий: власть, государство, гражданское общество, демократия, избирательная система, избирательное право, консерватизм, конфедерация, либерализм, лидер, монархия, общественные движения, общественные организации, партийная система, политика, политическая идеология, политическая партия, политическая система, политическая элита, политология, правовое государство, республика, социализм, унитарное государство, управление, федерация;
основные идеи и достижения мировой и отечественной политической науки;
уметь:
характеризовать политологию как науку, политический статус личности, государство как основной политический институт, прямую и представительную демократию, политическую систему общества, партийную систему, избирательную систему, форму государства, основные направления политических исследований;
объяснять и (или) конкретизировать примерами социальные роли личности в системе политических отношений (гражданин, избиратель, депутат), функции политической системы общества, типы политического лидерства, основные функции государства, принципы демократии, принципы правового государства, взаимосвязь и взаимозависимость гражданского общества и правового государства, роль идеологии в политике, роль СМИ в политике, основные виды политической идеологии, политические режимы, отличие политической партии от общественной организации, специфику профессии политолога;
проводить анализ содержания информации о политических процессах и явлениях из различных источников социально-гуманитарной информации;
аргументировать собственную точку зрения по изучаемым вопросам;
давать оценку изученным общественным явлениям и процессам, определять и обосновывать свое отношение к различным оценкам политических процессов на основе изучения основных идей и достижений мировой и отечественной политической мысли;
применять усвоенные знания и умения при решении учебно-познавательных и практических задач, проведении учебного исследования и разработке проектов.
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Экономика как наука. Становление экономической науки. Экономические школы. Профессия – экономист.
Экономика и ее роль в жизни человека и общества. Понятие экономики. Блага, ресурсы, производство. Экономические субъекты и их взаимосвязи. Понятие экономической системы.
Собственность и доходы. Отношения собственности. Основные формы собственности. Виды доходов. Прожиточный минимум.
Денежно-кредитная система. Деньги, их функции и формы. Банки и их функции. Вклады и кредитование.
Рынок: спрос, предложение, рыночная цена. Понятие и функции рынка. Спрос, предложение и рыночная цена. Виды рынков.
Конкуренция и ее роль в экономике. Понятие конкуренции. Виды конкуренции. Менеджмент. Маркетинг.
Финансовая система общества. Понятие финансовой системы. Государственный бюджет. Налоги, их виды и роль в экономике.
Государство и экономика. Задачи и методы государственного регулирования экономики. Инфляция, ее формы и последствия. Безработица, ее формы и последствия. Социальная политика.
Обобщение по разделу III.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:
знать:
определения основных понятий: акция, банк, безработица, бюджет, вексель, деньги, депозит, домохозяйство, доход, инвестиции, инфляция, ипотека, конкуренция, кредит, лизинг, маркетинг, менеджмент, монетарная политика, монополия, налоги, облигация, потребление, предложение, приватизация, прожиточный минимум, производство, протекционизм, разгосударствление, рента, рынок, собственность, спрос, фактор производства, финансовая система, фискальная политика, цена, экономика;
основные идеи и достижения мировой и отечественной экономической науки;
уметь:
характеризовать экономику как науку об обществе; экономические системы; принципы кредитования; виды доходов; функции рынка; функции денег; виды конкуренции; виды инфляции; виды безработицы; маркетинг; методы государственного регулирования экономики; виды налогов; факторы производства; прожиточный минимум; законы спроса, предложения, рыночного равновесия; специфику профессий в экономической сфере;
объяснять и (или) конкретизировать примерами взаимосвязь и взаимозависимость между потребностями и ресурсами в процессе экономического выбора; роль и взаимосвязь экономических субъектов в экономике; взаимосвязь между спросом, предложением и ценой; роль налогов в экономике; взаимосвязь менеджмента и эффективности производства; роль конкуренции в развитии экономики; социально-экономические последствия инфляции и безработицы;
проводить анализ содержания информации об экономических процессах и явлениях из различных источников социально-гуманитарной информации;
аргументировать собственную точку зрения по изучаемым вопросам;
давать оценку изученным общественным явлениям и процессам, определять и обосновывать свое отношение к различным оценкам экономических процессов и явлений на основе изучения основных идей и достижений мировой и отечественной экономической мысли;
применять усвоенные знания и умения при решении учебно-познавательных и практических задач, проведении учебного исследования и разработке проектов.
- ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Науки о духовной сфере общества. Духовная жизнь общества как объект научного исследования. Философия, культурология, религиоведение как науки и профессиональная деятельность.
Мораль. Сущность моральной регуляции общественной жизни. Динамика моральных норм и идеалов. Этика как теория морали.
Религия. Сущность религии, ее функции. Структурные элементы религии. Социальная динамика религии.
Философия. Понятие философии и ее структура. Историческая динамика философии. Философия в системе культуры.
Наука. Научное познание, цели и ценности науки. Уровни научного познания. Классификация наук. Наука как социальный институт.
Образование. Понятие образования. Образование как социальный институт. Тенденции развития образования.
Обобщение по разделу IV.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:
знать:
определения основных понятий: веротерпимость, гедонизм, деноминация, истина, конфессия, культ, наука, образование, религия, ригоризм, сакрализация, свобода совести, секта, секуляризация, теория, утилитаризм, философия, церковь, эвдемонизм, эмпирия, этика;
уметь:
характеризовать особенности моральной регуляции; этику как науку о морали; структуру религии; свободу совести и вероисповедания; философские подходы к познанию действительности; место философии в системе культуры; науку, религию, образование как социальные институты; особенности научного познания; эмпирический и теоретический уровни научного исследования; тенденции в развитии образования; специфику профессиональной деятельности философа, культуролога и др.;
объяснять и (или) конкретизировать примерами структуру и функции религии, прикладные и фундаментальные научные исследования, секуляризацию и сакрализацию как процессы развития религии, роль образования в жизни человека и общества, необходимость соблюдения норм этики независимо от целей научных экспериментов;
проводить анализ содержания информации о процессах и явлениях духовной сферы жизни общества из различных источников социально-гуманитарной информации;
аргументировать собственную точку зрения по изучаемым вопросам;
давать оценку изученным явлениям и процессам в духовной сфере жизни общества, определять и обосновывать свое отношение к различным оценкам явлений и процессов духовной жизни;
применять усвоенные знания и умения при решении учебно-познавательных и практических задач, проведении учебного исследования и разработке проектов.