Программа подготовки
к заключительному этапу республиканской
олимпиады по учебному предмету
«Обществоведение» для ХI класса
- Учебная программа по учебному предмету «Обществоведение» (далее — учебная программа) предназначена для изучения на повышенном уровне учебного предмета «Обществоведение» в XI классе учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
- Настоящая учебная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). При планировании образовательного процесса учитель может изменять последовательность изучения отдельных вопросов внутри разделов. Резервное время на изучение учебного предмета
«Обществоведение» (4 часа), предусмотренное настоящей учебной программой, рекомендуется использовать для отработки знаний и умений учащихся по наиболее сложным вопросам, обобщения и систематизации знаний учащихся, защиты проектов, проведения тематического и итогового контроля результатов освоения содер- жания учебного предмета «Обществоведение».
Освоение содержания настоящей учебной программы предус- матривает приобретение учащимися систематических знаний и совершенствование средствами учебного предмета «Обществоведе- ние» личностных, метапредметных, предметных компетенций, необходимых для продолжения избранного направления образо- вания, личностного саморазвития и профессионального самоопре- деления, а также для осознанного и эффективного решения обра- зовательных и жизненных (социокультурных) задач.
- Цели изучения учебного предмета «Обществоведение»:
z становление ответственной и творческой личности, облада- ющей развитым сознанием, критическим мышлением, спо-
собной на основе осмысления культурно-исторического опы- та, базовых ценностей национальной и мировой культуры, проблем развития современной цивилизации и основных тенденций развития общества определить пути конструктив- ной самореализации, активно включиться в продуктивную созидательную деятельность;
z формирование на основе усвоенных обществоведческих знаний компетенций, необходимых для профессионального самоопределения, продолжения образования по избранному направлению, а также для ориентации в современной социо- культурной среде и самореализации в условиях многомерных отношений с другими людьми.
- Задачи изучения учебного предмета «Обществоведение»:
z усвоение обществоведческих понятий, необходимых для освоения содержания учебного предмета «Обществоведение»;
z овладение учащимися основами теоретических знаний о подходах к изучению общества, цивилизации как культурно- историческом процессе, глобализации и устойчивом развитии, месте Беларуси в мировом сообществе и системе международ- ных отношений, внешней и внутренней политике белорус- ского государства, правовой системе Республики Беларусь;
z выработка у учащихся исследовательских умений, необхо- димых для самостоятельного приобретения социально-гума- нитарных знаний, продолжения образования по социально- гуманитарному направлению;
z формирование гражданского самосознания, патриотизма и ответственной социальной позиции, опыта конструктивного общения, взаимопонимания и сотрудничества;
z развитие умений самоанализа, самооценки; побуждение к самосовершенствованию и самореализации.
- Учитывая возрастные психологические особенности уча- щихся XI класса, цели изучения учебного предмета «Обществове- дение» на повышенном уровне, наиболее эффективными формами и методами обучения учащихся являются те, что основаны на учебно-познавательной деятельности учащихся, которая носит са- мостоятельный, поисковый, развивающий, дискуссионно-диалого- вый характер. Особое внимание должно быть уделено овладению
учащимися умениями и навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.
При использовании в образовательном процессе информацион- но-коммуникационных технологий и проектных методик важно понимать их образовательные возможности и отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти техно- логии с традиционными методиками.
При изучении учебного предмета «Обществоведение» необхо- димо опираться на знания учащихся по учебным предметам «Все- мирная история», «История Беларуси», «География», «Беларуская літаратура», «Русская литература» и др. С этой целью рекомен- дуется предлагать учащимся конкретизировать изучаемые теоре- тические положения историческими фактами, литературными образами, статистическими данными. В процессе обучения обще- ствоведению рекомендуется использовать весь перечень компонен- тов учебно-методического комплекса по учебному предмету «Об- ществоведение», рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь.
Помимо учебного пособия, рекомендуется использовать норма- тивные правовые акты белорусского государства, научно-популяр- ную и публицистическую литературу, материалы электронных и печатных средств массовой информации.
В учебном кабинете обществоведения целесообразно иметь тексты Конституции Республики Беларусь, важнейших между- народных правовых документов, законодательных актов Респу- блики Беларусь; тематические таблицы и другие средства нагляд- ности.
Повышенный уровень обучения обществоведению предполага- ет проблемный подход к организации учебно-познавательной де- ятельности учащихся, высокую практическую ориентированность усвоенных знаний, профориентационную направленность учебно- го материала. Особое внимание должно уделяться совершенство- ванию способов учебно-познавательной деятельности, необходимых для дальнейшего самостоятельного использования обществоведче- ских знаний при анализе современной социальной действительно- сти, профессионального самоопределения и продолжения избран- ного направления образования.
- оль, или проверка результатов учебной деятельности учащихся, является обязательным компонентом образовательного процесса.
Требования к результатам освоения учащимися содержания образования по учебному предмету «Обществоведение» являются критериальной основой для оценки результатов учебной деятель- ности учащихся.
Обучение обществоведению на уровне общего среднего обра- зования осуществляется на основе компетентностного подхода к подготовке учащихся. Компетентность — интегративное свой- ство личности, сформированное на основе приобретаемых в об- разовательном процессе и практической деятельности знаний, умений, навыков, ценностного отношения, способов деятельности и обеспечивающее способность человека эффективно осущест- влять определенный вид деятельности. По отношению к образо- вательному процессу компетенции представляют собой объектив- но и социально задаваемые требования к подготовке учащихся, представленные перечнем предметных, метапредметных и лич- ностных результатов обучения обществоведению. Следует иметь в виду, что личностные результаты освоения содержания насто- ящей учебной программы, связанные с личностными качества- ми и мировоззренческими установками учащихся, определены как прогнозируемые и не подлежат промежуточной и итоговой проверке.
Личностные результаты отражают особенности развития личности учащегося XI класса и выражаются в том, что учащийся: z проявляет стремление к формированию нравственных цен- ностных ориентаций и использует их в своей деятельности;
z обладает национальным самосознанием, чувством патрио- тизма;
z принимает ценности семейной жизни и проявляет ответствен- ность за семью;
z демонстрирует социально активное и ответственное поведе- ние; осознает и руководствуется в своей деятельности кон- ституционными правами и обязанностями;
z проявляет толерантность, готовность и способность к взаимо- пониманию, диалогу и сотрудничеству; руководствуется
в своем поведении принятыми в обществе нравственными нормами и общечеловеческими ценностями;
z демонстрирует эстетическое отношение к миру, всем сферам жизнедеятельности общества;
z испытывает потребность в самореализации и самосовершен- ствовании; проявляет эмоциональную зрелость;
z готов к трудовой деятельности, непрерывному образованию и профессиональному самоопределению на основе знания и учета своих возможностей, способностей и интересов;
z умеет рационально организовывать свой социокультурный досуг в целях личностного саморазвития.
Обучение учебному предмету «Обществоведение» в XI классе должно способствовать формированию метапредметных резуль- татов, которые выражаются в том, что учащийся:
z осуществляет учебную деятельность на основе сформиро- ванных общеучебных умений и навыков; устанавливает межпредметные связи;
z владеет логическими операциями сравнения, анализа, синте- за, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей между фактами и явлениями, определения понятий, моде- лирования, доказательства и опровержения;
z имеет целостное представление о научной картине мира, понимает причинно-следственные связи между различными ее компонентами;
z умеет интегрировать знания из различных предметных об- ластей для решения практических задач; способен воспри- нимать и объяснять на основе полученных знаний и опыта происходящие явления и события повседневной жизни; умеет использовать в социальной практике приобретенные научные знания;
z умеет организовывать и взаимодействовать в различных ви- дах совместной учебно-познавательной деятельности, вести диалог, решать проблемные ситуации; следует этическим и нравственным нормам общения и сотрудничества;
z умеет правильно, лаконично и логично излагать свою точку зрения; может аргументировать собственную позицию; кри- тично относится к своему и чужому мнению;
z владеет технологиями поиска, отбора, обработки, хранения, передачи информации, в том числе использует информа- ционно-коммуникационные технологии в соответствии с учебными и коммуникационными задачами; самостоятельно ориентируется в различных источниках информации; крити- чески воспринимает информацию, полученную из различных источников, грамотно интерпретирует и использует ее в об- разовательных и общекультурных целях;
z умеет определять цели своего обучения, ставить и формули- ровать новые задачи в учебно-познавательной деятельности; проявляет способность к самоуправлению учебной деятель- ностью, рефлексии, саморегуляции, самостоятельному опре- делению приоритетных задач;
z мотивирован на инновационную, созидательную деятель- ность; осуществляет самостоятельный поиск методов ре- шения проблемных задач творческого и поискового харак- тера, противоречий с использованием различных методов познания.
Предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Обществоведение» в XI классе сформулированы по ка- ждому из четырех разделов содержания настоящей учебной прог- раммы.
Введение
Содержание и особенности изучения учебного предмета «Об- ществоведение» в XI классе. Роль обществоведческого образования в социализации выпускников учреждений общего среднего обра- зования. Основные источники информации о современном бело- русском обществе и государстве.
I.СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Науки о будущем. Футурология, гуманистика и глобалистика как науки о будущем. Подходы к прогнозированию будущего. Профессии, связанные с прогнозированием будущего.
Прогресс и регресс в социальном развитии. Общественный прогресс и его критерии. Вызовы и угрозы для человечества. Гу- манизм как мера общественного прогресса.
Ступени общественного развития. Основные подходы к рас- смотрению истории общества. Формационный подход. Стадиальный подход. Технологический подход.
Цивилизация как культурно-исторический процесс. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к изучению общества. Характерные черты современной цивилизации.
Горизонты информационного общества. Основные характери- стики информационного общества. Интернет как глобальная ин- формационная система. Беларусь в информационную эпоху: воз- можности и перспективы развития.
Глобализация. Понятие глобализации. Противоречивый харак- тер глобализации. Антиглобализм.
II.БЕЛАРУСЬ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Наука о международных отношениях. Направления исследова- ния мировой политики и экономики. Возможности карьеры специ- алистов-международников.
Мировое сообщество в XXI в. Факторы многообразия совре- менного мира. Политические и социально-экономические системы в современном мире. Миграционная мобильность и ее последствия.
Устойчивое развитие — модель развития ХХI в. Понятие устойчивого развития. Направления устойчивого развития. Нацио- нальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.
Правовые основы международных отношений. Основные прин- ципы международного права. Источники и функции международ- ного гуманитарного права. Международно-правовая ответствен- ность.
Геополитическое положение и национальные интересы Респуб- лики Беларусь. Понятие геополитики. Геополитический статус Беларуси. Национальные интересы и безопасность Республики Беларусь.
Республика Беларусь в системе международных отношений. Понятие и виды международных отношений. Внешняя политика Республики Беларусь. Участие Беларуси в международных орга- низациях. Международное сотрудничество.
III.ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Юридические науки. Понятие правоведения. Теоретические и прикладные науки о праве. Профессия юрист.
Введение в белорусское право. Отрасли и институты права. Субъекты права и правоотношения. Источники (формы) права Республики Беларусь. Действие права во времени и пространстве. Конституционное и избирательное право. Право как система норм. Место Конституции в правовой системе. Понятие конститу- ционного права. Избирательная система в Республике Беларусь.
Референдумы в Республике Беларусь.
Основы гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданско-правовых отношений. Гражданская право- способность и дееспособность.
Основы семейного права. Понятие семейного права. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Основы трудового права. Понятие трудового права. Заключение трудового договора. Стороны трудового договора. Прекращение трудового договора.
Основы административного права. Понятие административно- го права. Административное правонарушение. Административная ответственность.
Основы уголовного права. Понятие уголовного права. Уголов- ная ответственность и наказание. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность.
Органы обеспечения законности и правопорядка в Республи- ке Беларусь. Система органов обеспечения законности и правопо- рядка. Судебная система. Правоохранительные органы. Органы юстиции.
IV.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Научные основы государственного управления. Теория госу- дарственного управления. Государственная служба. Государствен- ные служащие.
Динамика состава населения и социальная политика государ- ства. Социальный состав населения. Демографическая политика. Гендерная политика. Молодежная политика. Национальная поли- тика. Конфессиональная политика.
Инновационное развитие страны. Понятие инновационного пути развития. Научный потенциал Республики Беларусь. Научное
обеспечение инновационного развития. Высокие технологии и энергосбережение.
Развитие регионов. Регионы Республики Беларусь. Региональ- ная политика. Перспективы развития регионов.
Развитие культуры и укрепление здоровья нации. Политика государства в области культуры. Политика в области здравоохра- нения. Физическая культура и спорт.