Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

9

Дата: 9 ноября 2021 в 17:59

Консультация «Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения»

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым и ответственным.

Консультация Как научить детей распоряжаться деньгами?

Консультация «Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения»

     Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность. Это связано в первую очередь с противоречивостью тех бурно протекающих социальных процессов, которые вызывают непредвиденное, подчас негативное воздействие на состояние нравственных отношений, вступает в противоречие с правом.

Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм… В волну преступности все чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне.

Давно забыты «кодексы чести» подростка: лежащего не бьют, в поединке участвуют один на один, девчонки не дерутся и т. п. Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания. Что же происходит сейчас?

Насилие и преступность подростков – не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девочек, которые в детстве были в основном добрыми и сострадательными, а подрастая, превратились в маленьких садистов, хладнокровно уничтожая кошек и собак, придающих мучительной смерти своих друзей, близких, знакомых и незнакомых, безжалостно насилующих тех с кем недавно сидели за одной партой, кого дёргали за косички, кому предлагали мальчишескую дружбу. Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений?

Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. Таким образом, решающим является не состав семьи. А те взаимоотношения, которые складываются между её членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков.

Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты. К числу причин, порождающих трудных подростков, относятся такие типы семейного воспитания, как чрезмерная опека, отсутствие системы последовательных требований по отношению к ребенку; воспитание, характеризующееся явным эмоциональным отражением его. Существуют также семьи с не явно выраженным эмоциональным отторжением ребёнка. Имеется ряд причин, обусловливающих чёрствое отношение родителей к своим детям. Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они буду выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей – разные вещи. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребёнку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Не редко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестаёт любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим её. Некоторые отцы и матери не испытывают тёплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребёнок «приличных» родителей.

От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Очень важно, чтобы сферой утверждения и выражения чистых, высоких моральных чувств была богатая, благородная эмоциональная жизнь, личное отношение человека к значительным социальным, общественно-политическим явлениям.

Такое отношение можно формировать в процессе бесед с подростками в семье, во время совместных попыток с ним разобраться в происходящих событиях. Ведь корни аморальных явлений в среде подростков питаются ограниченностью, убожеством, примитивностью мира чувств. Во время обсуждения с детьми книг, статей, радио и телепередач, посвященных правовым вопросам, необходимо формировать чувство долга и ответственности. Внушать мысли о том, что человек, который не знает границ своим желаниям и не умением соотносить их с интересами других людей, никогда не станет хорошим гражданином.

Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то. «Не знал», «не думал», «не хотел»… – этот лепет можно слышать от подростков-правонарушителей, но это – не оправдание и даже не объяснение содеянного. Поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Формирование социальной ответственности необходимо осуществлять на каждом этапе развития личности, начиная с детства. Но наиболее чувствительным и восприимчивым к нормам социального поведения, к социально направленной деятельности периодом является подростковый возраст.

В подростковом возрасте интенсивно формируется личность, её интеллектуальные и нравственные ценности. Внешний мир, поведение других людей также находится в сфере интересов подростков. Особо важным для них становится оценка своего собственного поведения, сравнение себя с окружающими людьми. В связи с этим подростка не так сложно вовлечь в процесс самовоспитания. Но жизненные цели подростка ещё не сформированы, личный опыт ограничен, чувство самоконтроля выражается слабо, поэтому важно именно в этом возрасте помощь подростку разобраться в себе и, вовлекая его в общественно значимую деятельность, учитывать особенности данного возраста.

Очень важно, чтобы ребёнок в какой-то области имел непререкаемый авторитет среди сверстников, научился какому-либо делу, где бы проявлялись его способности, одарённость.

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым и ответственным.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

 

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то...». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

  

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то...», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.  

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

По материалам печати
Консультация Как научить детей распоряжаться деньгами?

Консультация

Как научить детей распоряжаться деньгами?

“Откуда берутся деньги”

Вопрос воспитания в детях разумного отношения к финансам рано или поздно встает перед всеми родителями.

Как отмечают психологи, вопросы о финансах дети начинают задавать примерно с трех лет. Уже в этом возрасте им надо дать понять, что деньги - не бесконечный ресурс. И объяснить, что траты необходимо планировать. Первые разговоры должны быть в тот момент, когда ребенок изъявляет желание что-то купить. Еще перед магазином надо с ребенком составить список покупок, в составлении которого ребенок будет непосредственно участвовать - задавать малышу наводящие вопросы - что купим маме, папе, сестричке, тебе”. После составления списка нужно посчитать, сколько денег уйдет на все покупки.

Уже в магазине в игровой форме можно начать объяснять ребенку основы финграмотности: сравнивая цены на литр молока или стоимость пачки масла и масла на развес. На таких вещах ребенок должен понять, что если расходы разумны, то деньги можно сэкономить. В раннем возрасте важно показать покупательскую способность денег и объяснить, что на определенную сумму денег можно купить определенное количество вещей.

В большинстве своем детские покупки спонтанны и требуют сиюминутной реакции: пришёл, увидел и купил. Многие специалисты говорят, что на этот случай лучше завести блокнот и записывать в него все сиюминутные желания. В конце месяца можно обсудить с малышом, что именно ему хотелось бы купить больше всего. Это поможет ребенку расставлять приоритеты и осознанно подходить к тратам. Следующий шаг - научиться откладывать деньги на то, что хочется приобрести. Уже потом можно составить план накопления и предложить ребенку самостоятельно распределять финансовые ресурсы.

Плата за мытье посуды и оценки

Давать детям деньги за выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки не стоит: ребенок должен привыкать, что в семье каждый вносит свой вклад безвозмездно - взрослые зарабатывают деньги, обеспечивают комфорт. Дети постепенно могут выполнять мелкие бытовые поручения, помогая родителям.

Ввод системы оплаты за хорошие оценки или какую-то часть работы по дому может превратиться в торг со старшими и стать одним из путей манипуляции взрослыми.

А вот карманные деньги должны быть: ребенок должен понимать, что имеет определенную сумму и возможность распоряжаться ей. Давать средства на расходы стоит со школьных лет, когда ученик должен посчитать, сколько потратит на проезд, сколько - на обед и какая сумма у него потом останется - эти деньги можно будет сложить в копилку или потратить по своему усмотрению. Но слишком большими “карманные” быть не должны - если у ребенка всегда будет много денег, он не будет задумываться об их грамотной трате. Кроме того, всегда могут найтись завистники даже среди сверстников.

Банковские карты

Сегодня у родителей есть возможность сделать банковские карты для детей. По сути это дополнительные карты, которые мама или папа могут привязать к своему счету. Выпустить такую карту можно с 6 лет.

Многие банки предлагают своим клиентам выпустить дополнительную карту специально на ребенка. Для родителей это будет очень удобное решение, так как карточка привязывается к основному банковскому счету, а подключенные смс-сообщения позволят отслеживать все совершенные транзакции. Чтобы ребенок не потратил лишнего, родители могут устанавливать лимиты по расходам. Такое ограничение поможет приучить детей к планированию своих текущих расходов.

Перед оформлением такой карты следует обсудить с детьми планирование покупок и целесообразность расходов. Важно понимать, что у многих детей еще формируется виртуальное мышление. И необходимо объяснить ребенку, что, уменьшая цифры на карте он тратит реальные деньги.

Подросткам с 14 лет можно оформить собственную карту. Но детские карты могут быть только дебетовыми, кредитные продукты несовершеннолетним недоступны. Здесь обязательно рассказать, как следить за балансом с помощью смс-сообщений и приложений, получать кэшбек или бонусы, которые можно обменять на рубли - такие программы могут с юности стимулировать разбираться в банковских продуктах и подбирать для себя наиболее выгодные условия использования карт.

Самое важное, перед тем как оформить ребенку карту, следует рассказать о базовых правилах безопасности пользования картой: никому не давать карточку и не сообщать пин-код и CVC/CVV-данные, сразу сообщать о потере карты родителям и на горячую линию в банк. Подросткам надо рассказать о способах мошенничества и уловках злоумышленников в интернете.

Участие ребенка в семейном бюджете

Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег. Выйти из этой ситуации позволит вовлечение ребенка в процесс планирования семейного бюджета. Пусть чадо знает, сколько (хотя бы примерно) зарабатывают родители и на что они тратят деньги.

Очень полезно будет следующее упражнение: дать ребенку лист бумаги и попросить записать все расходы на его содержание. Параллельно составить свой список. А потом вместе их сравнить. Для многих детей открытием является то, сколько родители тратят на его одежду, образование, поездки. Не говоря уже о коммунальных услугах и даже продуктах питания.

Предлагаю вашему вниманию подборку советов для воспитания финансово грамотных детей:
1.Берите детей с собой по магазинам. Не стесняйтесь и не ленитесь объяснять, почему ваш выбор пал именно на тот или иной товар. Богатый человек — не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто разумно тратит свои средства.
2.Прежде чем купить очередную спонтанную «хотелку», постарайтесь объяснить ребёнку, что у него уже есть аналогичные вещи дома, или же предложите ему вариант, что, покупая это, вам придётся отказаться от покупки какой-то другой более важной вещи. Не бойтесь прослыть скрягой. Если ваш ребёнок скажет, что «Васины родители всё ему покупают», не переживайте. Просто объясните, что вы его никогда не сравниваете ни с Васей, ни с Петей, а любите таким, какой он есть, и ожидаете от него взаимного подхода. Мы живём в эпоху потребления и являемся заложниками рекламы, глянцевых журналов и телевидения. В современном мире нам давно уже не продают вещи, а продают право на принадлежность к обществу обладателей тех или иных вещей. Старайтесь объяснять это своим детям.
3.Копилка — это символ взросления и самостоятельности. Предложите своему ребёнку вести три разные копилки: текущие расходы (сладкое, мороженое, поход в развлекательный центр), сбережения (более дорогостоящие «хотелки», например, самокат, гироскутер, планшет) и копилка инвестиций (сюда откладываются деньги на будущую взрослую жизнь). Помогайте ему грамотно распределять средства между копилками. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% — текущие расходы, 50% — сбережения и 10% — инвестиции. Со временем ребёнок сможет вывести для себя удобное соотношение.
4.Ваш ребёнок должен научиться нести ответственность за свои финансовые траты. Если он потратил выделенные на определённый срок средства раньше времени или потерял их, то не спешите тут же возмещать всю сумму потери. Проработайте с ним ситуацию — это позволит сформировать бережливый подход и обучит финансовому планированию.
5.Приучайте ребёнка к труду. Каждый член семьи должен вносить посильный вклад в общее благо. И ни в коем случае не оплачивайте выполнение домашних обязанностей, иначе вы рискуете воспитать человека, который ничего не делает бесплатно.
6. Учите ребёнка благотворительности. Нужно научиться отдавать, не требуя ничего взамен.
7.Повышайте финансовую грамотность всей семьи в развлекательной форме. Играйте в «Монополию», «Денежный поток», посещайте семейные фестивали финансовой грамотности. Финансовые игры позволяют моделировать ситуации, с которыми ребёнок встретится в будущем. Прорабатывайте ошибки, извлекайте ценные уроки во время игры, чтобы потом не допускать их в жизни.
8.Воспитывайте в детях силу воли и терпение. Эти качества пригодятся им во взрослой жизни.

Самое главное, что вы можете сделать для воспитания финансово грамотного человека, — это быть ему во всем примером. Бесполезно рассказывать ребёнку, как полезно вести бюджет и планировать покупки заранее, и при этом спускать самим деньги на ветер.

По материалам печати

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.